Инклюзивное образование

27.01.2017

Нацик Е.О., педагог — психолог

МБДОУ — д/с №36 г. Ставрополя

Тема: «Необходимость и потребность в инклюзивном образовании»

«Мы» всё чаще возвращаемся к мысли того, что инклюзивное образование становится для нас не просто необходимостью, а «глотком воздуха в новую жизнь». Но что бы полностью окунуться в неё, следует разъяснить, что же такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

А в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в воспитании и обучении, а также достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Также, инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Следует выделить, то, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в воспитании и обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в воспитании и обучении.

Исходя из самого понятия об инклюзивном образовании, можно теперь и обосновать саму необходимость этого образования, а это:

  • €Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени
  • Анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей.
  • Анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.
  • В тех случаях, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнут без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не «импортировать» систему
в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

  1. Дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад;
  2. Программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;
  3. Методология разработана для поддержки в обучении и воспитании детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
  4. Все дети участвуют во всех мероприятиях, где группа и окружающая среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
  5. Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой воспитателей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
  6. Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Также, нельзя не заметить факты, говорящие в пользу инклюзивного образования, т. е. то, что необходимо соблюдать в этом процессе:

  • применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
  • применять активные методы обучения и воспитания, включая дискуссии, общение;
  • применять способы поэтапного усвоения нового материала;
  • уделять больше времени чтению художественной литературы;
  • давать воспитанникам понять, что они ответственны за выполнение заданий;
  • предоставлять воспитанникам большую свободу выбора;
  • уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого ребёнка;
  • использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению группы;
  • исходить из индивидуальных потребностей каждого ребёнка, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить группу на подгруппы, например, исходя из способностей детей;
  • оказывать специализированную помощь дошкольникам с особыми потребностями.

В каждом возрасте есть свои психологические особенности, которые преломляются в этих вопросах. Но ответов на них мы не знаем, или знаем мало. Как работники образования мы просто обязаны создавать такие условия, которые бы позволяли получать и накапливать многоплановую информацию о ребенке начиная с дошкольного возраста и до окончания школы. Поэтому и вводятся такие специальные инклюзивные образовательные учреждения. Вопрос, наверное, в том, что ни для каждого это понятие рисует верную картинку этого смысла.

Итак, инклюзивное образование в ДОУ -€“ это процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовых групп детского сада, а также, это, прежде всего, демократическая среда, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. Её обязанности:

  • Рассмотрение многообразие культур как новую реальность. Современное ДОУ должно быть готово к обучению и воспитанию детей, принадлежащих различным этническим группам и культурам, говорящих на разных языках, имеющих различный социальный и экономический статус, с разными способностями, интересами. Таким образом, детский сад не должен ограничиваться одним учебным планом и единым подходом к обучению всех детей. Воспитанники должны освоить общеобразовательную программу, но каждый, делая это в индивидуальной манере и иногда с разными успехами.
  • Обеспечение доступа к знаниям, навыкам и информации. Подобный доступ увеличивает шансы, предоставляя большую свободу выбора каждому дошкольнику. Данный принцип является главной целью образования, следовательно, все виды деятельности инклюзивного ДОУ подчинены этому принципу и его отражению в деятельности воспитанников, их семей, педагогов и всех, кто вовлечен в этот процесс.
  • Сохранение индивидуализации процесса воспитания и обучения. Дети учатся по-разному. Задача педагога — помочь дошкольникам понять различные явления, приобрести жизненный опыт. Педагоги используют разные подходы и методы, но их объединяет персонализация процесса воспитания и обучения в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями, целями и методами обучения. Процесс инклюзивного образования всегда предоставляет детям возможность добиться более высоких результатов и улучшить свои знания и умения.
  • Предположность сотрудничества специалистов разных профилей. Ни один педагог не преуспеет, обучая большое количество разных детей: ему потребуется помощь со стороны коллег. Когда специалисты разного профиля работают вместе, им удается разносторонне развить каждого ребенка.
  • Предположность сотрудничества с семьями, государственными и общественными организациями. Детский сад не в состоянии сам справиться со всеми вопросами. Сотрудничество с различными организациями по обеспечению воспитанников медицинскими и социальными услугами является очень важным для ДОУ. Привлечение членов всех заинтересованных сторон к участию в деятельности детского сада может стать дополнительным источником ресурсов, усиливая тем самым эффективность обучения и воспитания для каждого дошкольника.
  • Гибкость дошкольной структуры. Дошкольные условия должны быть адаптированы к потребностям педагогов и воспитанников. Хороший детский сад нуждается также в партнерстве. Семьи воспитанников, общественность, ученые, специалисты государственных ведомств должны сотрудничать для того, чтобы решать проблемы и улучшать условия воспитания и обучения. Новые учебные программы позволяют сделать дошкольную систему более гибкой.
  • Ожидание успехов в обучении. Педагоги должны верить в каждого воспитанника, оценивать его способности и таланты по достоинству. От каждого ребенка ждут успехов и достижений, независимо от его национальности, принадлежности к той или иной культуре, языка, пола, способностей или семейных обстоятельств. В инклюзивном ДОУ дети учатся и в дальнейшем находят применение своим знаниям. Театральные постановки, которые проводят сами воспитанники, выставки и другие предусмотренные образовательной программой виды деятельности являются инновационными и хорошо зарекомендовали себя при обучении и воспитании детей в подобном учреждении.
  • Эволюция дошкольной системы. ДОУ должно накапливать и использовать информацию, которая позволяет улучшить его деятельность. Семьям дошкольников также необходимы сведения об обучении и воспитании своих детей. Педагогам нужна информация, которая поможет оптимизировать процесс воспитания и обучения. Соответствующие государственные организации и ведомства нуждаются в сведениях, которые позволят исправить существующие недостатки дошкольной системы в целом.

Исходя из всего, следует что сильной стороной специализированного воспитания и обучения всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого ребёнка. С приходом в общеобразовательное дошкольное учреждение воспитанников с особыми образовательными потребностями педагоги стали осознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Специалисты, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для воспитанников с ограниченными возможностями. Педагоги в свою очередь обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты воспитанников с особыми потребностями.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • © 2016. Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта